В тени Валленберга


                Будапешт  1944-45 годов. Поражение Германии неизбежно -  венгерские и немецкие фашисты становятся все беспощадней к врагам рейха, стараясь уничтожить как можно больше антифашистов, идейных противников и загнать все еврейское население в гетто для“окончательного решения”  еврейского вопроса. В атмосфере хаоса Шведский Красный Крест, а затем руководитель гуманитарного отдела посольства Швеции Рауль Валленберг спасают от гибели десятки тысяч людей, выдавая им охранные документы. Будапешт в то время представляет собой как бы маскарад смерти, где многие маскируются, чтобы уцелеть. Один из них, Теодор Шварц, отец известного ныне финансиста и филантропа Джорджа Сороса, скрываясь под маской дворянина и христианина, также помогает спастись многим другим.

        С приходом в Будапешт Красной Армии контрразведка Смерш” похищает Рауля Валленберга, он погибает и становится героем.  А руководители Шведского Красного Креста Вальдемар и Нина Ланле на долгие годы остаются  в тени Валленберга”.

             Недавно в переводе со шведского на язык эсперанто появилась книга Нины Ланле  Хаос в Будапеште”,  и ялтинские эсперантисты обнаружили, что Нина - дочь пионеров международного языка эсперанто:  Николая Боровко, передового общественного деятеля начала века, и Антонины Чайковской. Детство и юность Нины прошли на Украине, в Крыму, где формировалась цельность ее натуры, гуманизм, стойкость характера, позволившие ей стать героем-антифашистом.

            Оказалось, что  Вальдемар Ланле и Теодор Шварц также их единомышленники. В те далекие годы всех их объединяла и воспитала гуманистами идейная сторона эсперантизма, его т.н. внутренняя идея”: использование языка эсперанто в качестве нейтрального средства общения  для объединения человечества в единую семью братских народов.

         Глобализация происходит сейчас  в основном в финансовой, коммерческой и индустриальной областях, в то время как  для выживания планеты необходимо также и объединение   народов. Большинство людей не готово к этому, скорее наоборот: мечтает об усилении своих этносов, религий. Объединяющие людей моральные и духовные ценности  слабеют вместо того, чтобы усиливаться, и это ведет к кризису.

   В этой ситуации идейная сторона эсперантизма становится все более насущной. Это движение может способствовать усилению дружбы народов и их объединению, тем более, что уже сейчас Европа становится новым Вавилоном.

                 Пляска смерти и хаос  в  Будапеште

    В начале 1944 года поражение немцев на Балканах и неуверенность в лояльности Венгрии совпали с мечтой Гитлера уничтожить почти миллион евреев Венгрии, которых  правительство  Хорти не трогало.  Немцы вошли в Венгрию 19 марта 1944 года и с помощью венгерских фашистов начали массовые облавы на  антифашистов и евреев,  отправляя их в “трудовые лагеря”.  11-месячный период от начала германской оккупации Венгрии  до освобождения в феврале 1945-го Будапешта русскими можно разделить на 3 периода.

    В марте в Будапешт одним из первых поездов прибыл Адольф Эйхман для реализации  т.н. “окончательного решения” еврейского вопроса. В период с конца апреля по начало июля почти полмиллиона евреев (фактически все еврейское население вне Будапешта) было депортировано для уничтожения. В Будапеште евреев не загоняли в гетто, а готовили к депортации, пометив  желтыми звездами дома, в которых они проживали. В конце июня, когда сведения о массовых депортациях достигли Запада, начались энергичные протесты общественности западных и нейтральных стран, короля Швеции, Папы Римского и Международного Красного Креста. 8 июля адмирал Хорти  смог в основном остановить запланированные депортации, хотя Эйхману удалось отправить еще два эшелона, обманув венгерские власти. На этот раз был вынужден вмешаться сам Гиммлер, и Эйхман в конце концов  покинул Будапешт.   Этот второй период продолжался с середины июля до середины октября.  Но после того, как Хорти разорвал союзный договор с Германией, немцы оккупировали Венгрию и установили там фашистский режим.  Эйхман вернулся, и в Будапеште началась беспорядочная смертельная оргия: массовые депортации, разгул венгерских фашистов. Работа по спасению людей была на грани фола - многие маскировались, пытаясь выжить. Известны даже случаи, когда евреи пытались скрыться, нарядившись  в форму СС.

    Когда  в апреле 1944 года сотрудник шведской дипломатической миссии Вальдемар Ланле узнал от узника Освенцима, которому чудом удалось бежать, что “трудовые лагеря”  -  места массового уничтожения, он был потрясен  и отправил сообщение в Министерство Внутренних Дел Швеции. Он начал думать, что можно противопоставить адской машине истребления Адольфа Эйхмана. Венгры были законопослушными гражданами, и он сразу понял,  как это можно использовать: если выдавать людям документы о том, что они находятся под защитой Красного Креста нейтральной страны, то возможно, что в атмосфере хаоса это окажется эффективным.  Идея была одобрена, и для ее реализации  Ланле предложили стать руководителем Шведского Красного Креста. Ему было тогда уже 72 года, но он взялся за ее осуществление.

   В мае началось изготовление и  раздача защитных писем Шведского Красного Креста с текстом одновременно на венгерском, шведском и немецком языках, по форме похожих на шведские паспорта, примерно с теми же данными, но с указанием, что владелец находится под защитой Шведского Красного Креста.  Эти бумаги получили название паспорта Ланле и выдавались людям, якобы имеющим родственников или партнеров по коммерции в Швеции. Вскоре, кроме частных лиц, многие больницы, монастыри, музеи также попросились под защиту Шведского Красного Креста.  В результате под  его попечительством  оказались9 католических монастырей, евангелические заведения, 12  больниц, 14 домов для престарелых, 5 общественных столовых, 47 детских садов, а в  международном гетто  - 8 домов для размещения 3000 людей, получивших охранные документы. Убежищами были также монастыри и квартиры частных лиц, в том числе и самих супругов Ланле.

  Ланле видел, что, несмотря на все усилия Красного Креста  по спасению людей, уничтожение их продолжается в грандиозных масштабах. Он предложил трем епископам различных конфессий посетить главу правительства и потребовать прекращения бесчинств нацистов, но их попытки вмешаться оказались безуспешными.

   В июле  в Будапешт для руководства гуманитарным отделом представительства прибыл Рауль Валленберг и развернул работу по выдаче шведских охранных паспортов.  Он получил от  венгерского правительства  разрешение на выдачу 4500 паспортов, но выдал десятки тысяч. В международном гетто у него было 33 дома для размещения людей, получивших от него паспорта.

    В то время, когда русские вели успешное наступление уже на территории Венгрии, в Будапеште царил хаос. В одном из монастырей, находившемся под защитой Шведского Красного Креста, скрывалось 120 христиан и евреев – в каждой келье находилось по 13 человек (сами монахи были вынуждены ночевать в коридоре), а в интернате при монастыре скрывались дети. Все прятавшиеся там были арестованы вместе с  монахами, но потом, в результате взрыва помещения во время бомбежки, смогли бежать. Вальдемар и Нина  руководили спасением людей, скрываясь в убежищах, так как знали, что приговорены к смерти. В отличие от Валленберга, они не обладали  дипломатической неприкосновенностью.  Одного из их сотрудников арестовали и пытками пытались заставить дать показания, что они русские шпионы.  Другую сотрудницу пытали, чтобы узнать, где они скрываются.

    Спасением людей, хотя и в не таких масштабах,  занимались также представители Ватикана, Испании, Аргентины, а также частные лица. Одним из них был будапештский адвокат Теодор Шварц, который, чтобы остаться в живых,  в 1939 году поменял фамилию на Сорос, а после прихода немцев жил по поддельным документам, как дворянин и христианин, и при этом с риском для жизни помогал спастись многим другим. В 1965 году Теодор Сорос опубликовал на эсперанто книгу Пляска смерти в Будапеште” о пережитом им во время оккупации Будапешта нацистами, переведенную на английский и венгерский, а недавно изданную в России на русском языке. Будучи опытным юристом, он продумывал и заказывал специалистам фальшивые документы для родственников, друзей и всех, за кого просили его друзья. И в мирное время его жизненным принципом было по возможности никому не отказывать в помощи, но при этом он всегда оставался реалистом.  Вот как он объяснял это сыновьям Полю и Джоржу: “Мы должны помогать людям в том случае, если результат помощи превышает затраченную энергию. Не надо жалеть на пожертвование, если от этого будет больше пользы, чем мы потеряем. Это был принцип  теории энергетического императивав применении к человеческим отношениям лауреата Нобелевской премии в области физической химии Вильгельма Оствальда: “Веди себя так, чтобы исходная энергия переходила в более высокую форму энергии с минимальными потерями.

    В январе 1945 года армия генерала Малиновского освободила район Пешт  Будапешта. Контрразведка “Смерш” получила приказ из Москвы найти и взять под защиту нескольких членов шведского представительства, в том числе Рауля Валленберга, а также Вальдемара Ланле с женой.  Помещение Красного Креста и лично супруги Ланле были взяты под охрану, но секретарь посольства Рауль Валленберг исчез и, как стало известно в наше время, был вывезен в СССР и уничтожен. Недавно по Discovery  рассказали о книге шефа гестапо Мюллера, который бежал в Швейцарию, был там завербован и работал на ЦРУ, проживая в США. Мюллер утверждает, что  Валленберга убили по его приказу, как русского агента, занимающегося спасением евреев.  Довольно странное заявление, если учесть, что факт похищения Валленберга контразведкой Смершне отрицается российской стороной. В книге Нины Ланле Хаос в Будапеште ” в  главе Новый режим” мы читаем, что работники контразведки, которые искали Валленберга,  посетили убежище Ланле 17 января, и именно в этот день Валленберга еще видели в районе Пешт, покинутом немцами намного раньше.  Этот факт также опровергает утверждение Мюллера.

     Вальдемар с Ниной вскоре вернулись в Швецию.  В 1946 году появилась книга В. Ланле  о деятельности Шведского Красного Креста в Будапеште, а в 1982 году -  книга Нины “Хаос в Будапеште”.  В 1966 г. Израиль объявил их, как и многих других людей, спасавших во время войны с риском для жизни евреев,  праведниками мира.  Всего в Венгрии праведниками мира стало около 475 венгров человек.

   В 1987 году Раулю Валленбергу было присвоено почетное гражданство Израиля (Commemorative Citizenship of the State of Israel). Этот титул может быть присвоен только праведникам мира”, он  означая “почетное увековечение памяти”. Именем Рауля Валленберга названы улицы в Тель-Авиве, Ерусалиме и других городах Израиля.
  Прошло много лет. Вальдемар умер еще в 1960 году, Нина в 1988-м. В Будапеште есть улица и школа  имени Ланле, в родном городе Вальдемара – площадь его имени, на шведском языке вышла книга
“Вальдемар Ланле  -  забытый герой?” эсперантистки Агнеты Эмануэльсон. Но в мире мало кто слышал о супругах Ланле: они оставались в тени известности Валленберга, хотя были инициаторами  грандиозной борьбы по спасению людей в Будапеште. Лишь в марте 2002 года антифашистская деятельность Шведского Красного Креста была оценена по достоинству:  Вальдемар и Нина стали    почетными гражданами Израиля. Но на родине Нины, на Украине, это имя до сих пор мало кому известно.

    В. Шаламов, переживший ужасы сталинских концлагерей,  считал, что жизнь в этих условиях превращает кого угодно в послушную скотину, что есть порог, после которого способность индивидуума сопротивляться исчезает. Психиатр А. Франкл, переживший  ужасы гитлеровских концлагерей, напротив, пришел к выводу, что  наступает момент, когда у всех – и благородных, и подлых - наиболее ярко проявляется их внутренняя сущность.

  Чтобы понять, что сделало наших героев праведниками”, проследим их жизненный путь, вернувшись в начало века.  

 

.